В 2016-2017 учебном году экспертами Институтом образования НИУ ВШЭ был проведён мониторинг экономики образования. В ходе анализа выяснилось, что число активных родителей, готовых участвовать в жизни школы, растёт, однако пассивных пока ещё гораздо больше.
На основе полученных аналитических данных оказалось, что в большинстве своём родители следят за школьной жизнью детей, но при этом участвовать в процессе обучения и развитии школы не готовы. В частности, 75% участвовавших в опросе следят за событиями в классе и примерно 66% интересуются школьными новостями. Каждый третий респондент помогает организовывать классные и внеклассные мероприятия, каждый четвёртый – входит в состав родительского комитета.
Только один из четырнадцати опрошенных вносит какие-либо предложения относительно организации учебного процесса и внеурочной деятельности, один из 18 высказывает свои идеи относительно развития всего образовательного учреждения: какие профили открыть на старшей ступени, какие детям нужны кружки, с какими высшими учебными заведениями или музеями было бы полезно сотрудничать и т.п.
По мнению Татьяны Мерцаловой, одной из авторов исследования вовлечённости родителей в школьную жизнь детей и ведущего эксперта Центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ, причинами низкой активности родителей в обсуждении общешкольных вопросов может быть сомнение в собственной компетентности, общая гражданская пассивность или боязнь высказывать непрофессиональные суждения относительно чужой деятельности.
Эксперт НИУ ВШЭ полагает, что активность родителей в решении многих вопросов, особенно тех, на которые у администрации не всегда хватает времени, может оказаться действенной. К примеру, речь идёт о расширении спектра услуг допобразования, организации дорогостоящих коллективных экскурсий или выездов за пределы образовательного учреждения и много другое.
75 процентов респондентов каждый день или несколько раз в неделю просматривают электронный журнал или обычный (бумажный) дневник ребёнка. На второй и третьей позиции по частоте обращений находится общение родителей с классным руководителем и родителями других обучающихся. При этом наименее востребованным источником информации по части обучения детей оказалась администрация школы и учителя-предметники.
Свыше 95% опрошенных основным способом взаимодействия с учебным заведением назвали родительские собрания. Предпочитают общение по телефону с учителями и администрацией примерно 58% участников опроса, личные встречи – 55,9% и менее 10% используют соцсети и другие интерактивные сервисы.
Более активные по результатам исследования оказались родители в частных школах: почти в 2 раза чаще они вносят предложения, касающиеся развития учреждения, организации процесса обучения и внеурочной деятельности. Кроме того, они чаще используют соцсети, мессенджеры, SMS-оповещения для общения с учителями или администрацией. Однако при этом в четыре раза реже просматривают электронный дневник с целью контроля своих чад.
По словам Т. Мерцаловой, оплачивая обучение детей, родители, воспринимают процесс образования как услугу. Это одновременно и хорошо и плохо. С одной стороны они следят за качеством, а с другой – стремятся вмешаться в учебный процесс, диктуя свои условия и создавая напряжение в отношениях с учителями. В основе же эффективной работы должно лежать сотрудничество на равных.
Также в Институте образования НИУ ВШЭ рассказали о том, что многие крупные исследования, среди которых и PIRLS, отмечают позитивное влияние на учёбу детей активного участия родителей в школьной жизни. При этом активность родителей во многом зависит от поддержки и положительного отношения со стороны школы. Однако, по данным мониторинга экономики образования, работа учителей школ с родителями занимает минимальное количество времени и не ценится руководством.
Фото взято с сайта http://detki.guru.